3 октября 2017 г.

Аштарашки. Бескомпромиссная интеллектуальная игра шахматно-шашечного типа.

Представляю интеллектуальную игру шахматно-шашечного типа «Аштарашки», автором которой я являюсь.
Чисто внешне аштарашки имеют определенное сходство с обычными шашками. Сходство их заключается в том, что:
(1) в аштарашках используются шашечные игровые камни, иными словами, по 12 (белых и черных) обыкновенных шашек с каждой стороны (но в аштарашках камни разделены на три группы по четыре шашки в каждой),
(2) исходное построение игровых камней в аштарашках похоже на построение в обычных шашках, то есть шашки выстраиваются на черных полях первых трех от игрока горизонталей,
(3) камни в аштарашках, как и в шашках, ходят по черным клеткам доски наискосок на один ход (только в аштарашках они могут с определенными ограничениями ходить также и назад).
В остальном правила игры в аштарашки сильно отличаются от правил игры в шашки. Это относится как к цели игры в целом (надо провести 4 шашки на 4 поля последней горизонтали), так и, практически, ко всем остальным пунктам правил игры.

Главное преимущество (привлекательность) аштарашек в том, что игровые камни имеют более широкие рамки действий, за счет чего игра приобретает более многогранный характер. Для победы в ней нужно проявлять бόльшую гибкость ума и уметь просчитывать больше вариантов и ходов вперед, чем в других играх шашечного типа.
Следующая существенная особенность аштарашек это ее бескомпромиссность. В аштарашках не бывает ничьих вообще, они невозможны ни при каких обстоятельствах.

А теперь, я кратко представлю правила игры в аштарашки.
С полной версией Правил можно ознакомиться на странице Правила игры.

Итак, коротко о правилах игры в аштарашки.

В аштарашках имеются три группы игровых камней: единички, двойки и тройки, по четыре камня в каждой группе. Цифры (1, 2 и 3) обозначаются как сверху, так и снизу (изнутри) шашек. 
Исходное построение таково. Белые единицы располагаются на полях b2, c1, e1, h2; двойки – на клетках a3, d2, f2, g3 и тройки на a1, c3, e3, g1.
Черные единицы – a7, d8, f8, g7; двойки – b6, c7, e7, h6; тройки – b8, d6, f6, h8.
Игровые камни ходят, как в шашках, по черным клеткам доски наискосок на один ход. Ходят и вперед, и назад, но назад – с определенными ограничениями.

Камни, не сделавшие ни единого хода назад, называются полноправными (при записи обозначаются, соответственно, М1, М2, М3). Только полноправные камни имеют право бить камни соперника. Тройка бьет двойку соперника, двойка бьет единицу, а единица бьет тройку.
Камни, сделавшие во время игры 1 ход назад, называются отступившими (во время записи обозначаются V1, V2, V3). Чтобы отличить  от остальных камней, их переворачивают (подобно дамкам в шашках). Отступившие камни лишаются права бить камни соперника, но бить их могут по-прежнему только соответствующие камни соперника. Например, перевернутую единицу может бить по-прежнему только полноправная двойка соперника, отступившую двойку может бить только полноправная тройка, а тройку ─ только полноправная единица.
Камни, сделавшие по ходу игры второй раз шаг назад, называются дважды отступившими (обозначаются буквой W). Чтобы отличить дважды отступивший камень, в него, уже до этого перевернутого, кладется кусочек бумаги, картона и т.п., чтобы закрыть номер камня. Любой дважды отступивший камень может быть битым любым полноправным камнем соперника.
Если по ходу игры дважды отступивший камень сделает третий ход назад, то он снимается с игровой доски и считается выигранным. В зависимости от ситуации это может быть либо самоликвидация (когда сделавший ход это делает умышленно), либо вынужденная ликвидация (когда этот ход вынуждает сделать соперник). Иногда самоликвидация может быть очень сильным и даже единственно верным ходом.

Бьют игровые камни в аштарашках как вперед, так и назад. Если выпадает случай, то бить обязательно. Бьют они как шахматные пешки: выигрываемый камень снимается с доски, а выигравший камень становится на его место. Если у игрового камня под боем находится несколько шашек соперника, то этот камень обязан бить их все до последнего.

Чтобы выиграть партию в аштарашках, необходимо либо первым провести 4 своих камня на 4 клетки последней горизонтали (занять всю последнюю горзонталь), либо заблокировать камень (камни) соперника так, чтобы у него не было возможности сделать очередной ход. Такого рода победы называются простыми, за них присуждается 1 очко.
Кроме того, особой победой считается выигрыш всех камней соперника, т.е. полная, или чистая победа. За полную победу присуждается 2 очка.
Если у соперников осталось меньше 4-х камней на момент завершения игры, то правила выигрыша игры следующие.
Если у игроков на момент завершения игры осталось меньше 4-х камней, но одинаковое число (по одной, по две или по три), то выигравшим признается тот, кто опять же либо первым провел все свои камни на финишную горизонталь, либо заблокировал камень соперника, лишив его возможности сделать очередной ход.
Если у соперников на момент окончания игры осталось меньше 4-х камней, но у них разное количество шашек, то вне зависимости от того, кто провел свои камни на последнюю горизонталь, а кто нет, выигравшим является тот, у кого осталось больше камней, при условии, что его камни не заблокированы.
Ничьи в аштарашках невозможны ни при каких обстоятельствах.

Камень, достигший поля на последней горизонтали выбывает из активной игры. Он не может бить сам и не может быть битым камнем соперника и пассивно остается на последней горизонтали до конца игры.

Еще раз напомню, более подробно с правилами игры можно ознакомиться здесь.
Кроме того, имеется видеовариант  правил игры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий